Лаврентьев М. "Приглашение в науку"

Академик Лаврентьев М.А.

 "Приглашение в науку"

Лавреньтев

Михаил Алексеевич Лаврентьев (6 ноября 1900, Казань — 15 октября 1980, Москва) — советский математик и механик, основатель Сибирского отделения АН СССР (СО АН СССР) и Новосибирского Академгородка, академик АН УССР (1939), академик АН СССР (1946) и вице-президент (1957—1976 гг.) АН СССР[2]. Кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1976).

Какие качества отличают ученого, какие черты характера должен воспитывать в себе молодой человек, решивший посвятить себя науке? Нелегко коротко ответить на этот вопрос.

Давайте посмотрим на ученых, которые много сделали в науке. Характерно, что независимо от специальности и дарования каждый из них вложил в науку огромный личный труд. В определенные периоды жизни (а эти периоды продолжались годами) напряженность труда достигает вершины. Исследователь, забывая об отдыхе, ежедневно работает по 14—16 часов. Так что слова о труде в науке — это не фраза. Это закон. Он остается в силе и для нашего времени.

Что еще характерно для исследователя? Полное отключение от «посторонних» дел, которые помешали бы ему реализовать выношенную идею. Такие «периоды отключения» длятся, как показывает жизнь, по нескольку месяцев. От осады крепости ученый переходит к ее штурму. Это очень ответственный этап, и тут проверяется умение человека завершить начатое. В такие периоды исследователь еще и еще раз тренирует себя, учится преодолевать внезапно появляющиеся трудности, быстро решать головоломные загадки, которые всегда окружают проблему невидимой с первого взгляда, но очень стойкой крепостной стеной. Кажется, что стена пала, ты уже в крепости, но перед тобой новый пояс укреплений, который прежде был не виден. Как на войне: рвы, проволока, бездорожье... Так бывает и в математике, и в инженерном деле — в любой области. Поэтому молодому ученому надо готовить себя к великому терпению, к тому, чтобы быстро ориентироваться и вовремя менять тактику, вызывать на помощь или самому строить новые «осадные орудия».

Я думаю, человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развить в себе способность много работать. Надо научиться работать даже во время отдыха.
Итак, воспитание в себе большой работоспособности. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важное для ученого,— абсолютная честность. Человек, склонный искажать факты, приписывать себе не принадлежащие ему идеи, никогда не сможет стать настоящим ученым...
Так вот, трудолюбие и честность идут вне конкурса. Это ясно без слов. Сложнее — со способностями. Когда юношу или девушку отбирают в балет, в школу пения, в консерваторию — это делается сравнительно просто. Способности в этих областях у людей проявляются открыто. Их видят, подмечают все, помогает их проявить и наша довольно развитая система художественной самодеятельности. Но и тут, конечно, нужен большой знаток искусства, чтобы определить, выйдет ли из молодого человека крупный музыкант или художник. В науке дело обстоит во много раз сложнее.

В США предлагали разные способы отбора людей для творческой научной работы. Там вообще для каждой профессии стараются найти свой «тест», характерную задачку-упражнение, выполняя которую человек проверяет себя, какие вещи ему лучше удаются. К сожалению, подобные «тесты» мало что дают для отбора в науке. Ту часть способностей, которая нужна для творчества, они затрагивают лишь поверхностно. Как же быть? Какими методами пользоваться, из каких конкретных принципов исходить? Ждать, покуда педагогика через десятилетия даст нам эти методы и «приметы», мы не можем. Нам нужны специалисты сегодня же. И поэтому ученые Сибири обобщают свой личный опыт, действуют коллективно, когда дело доходит до отбора молодежи, проявляющей склонности, например, к математике, физике.

I Всесибирская физико-математическая олимпиада учащихся средних школ была для ученых не забавой и не просто «общественной нагрузкой». Все, кто проводил эту олимпиаду, думали о будущем советской науки, о пополнении, которое должно прийти нам на смену. Отрадно, что большинство победителей олимпиады оказались из деревни, из небольших городков, из дальних областей. Около 120 ребят, проявивших склонность к математике и физике, учатся по особой, ускоренной программе в специально созданной школе-интернате. Она открыта у нас, в Академгородке СО АН СССР.

Нам нужны теоретики, специализирующиеся в разных областях науки. А они не рождаются готовенькими. Их надо выявлять и растить смолоду. Мы ищем не «вундеркиндов», а людей с определившимися склонностями. И исходим из того, что способностями одарено большинство людей. Нам остается лишь прийти к молодежи и определить, к чему лежит у человека душа. А уж дальше все зависит от школы, от ученых, которые берутся помогать такой школе, и, безусловно, от самого молодого человека.

Я не сказал об одной примете, которой наши ученые пользуются, отыскивая способных ребят. Пока эта примета нас не подводила. Не простое усердие, не заучивание (пусть даже блестящее) готовых стандартных решений, а самостоятельность мышления интересны ученому в молодом человеке. Юноше или девушке поручают сделать опыт, решить задачу, просят объяснить природное явление. Ничего необычного в самой задаче или в опыте нет. Опыт может быть проделан, задача решена, а «необычное» может при этом и не проявиться. Но вот юноша предлагает свой собственный путь решения. Иного учителя такая необычность может отпугнуть. А ученых она радует. Лишь бы вывод был верным, а уж пути к выводу могут быть разные. И чем больше путей перебирает в уме молодой человек, чем свободнее он находит кратчайший, самый экономный, самый рациональный, я бы добавил, самый красивый, тем больше у нас уверенности, что из него выйдет толк.

Однажды, когда мне было лет десять, друг нашей семьи академик Николай Николаевич Лузин рассказал мне забавную историю о том, как Сократ открыл Платона, своего лучшего ученика. Лузин был настолько хорошим рассказчиком, что отличить, где у него правда, а где вымысел, было невозможно. Слушая его, я живо представлял себе, как Сократ, прогуливаясь, шел по родному городу. Вот он подошел к стройке и вдруг остановился. Ему бросилось в глаза что-то необычное. Все каменщики возводили стены, проделывая одни и те же движения. И только оДин из них клал камни по-особому. Сократ присмотрелся. Молодой рабочий берег силы. У него все было рассчитано. Там, где другие делали два движения, он обходился одним. И стена у него росла быстрее, и работал он с меньшим напряжением. Сократ подозвал рабочего, взял его к себе жить. А через несколько лет из рабочего-каменщика получился ученый, философ, имя и идеи которого живы до наших дней. Николай Николаевич давно умер. Но я часто вспоминаю эту историю, которую впервые услышал от него.

Легенды легендами, а дело делом. Сейчас ученым и педагогам пришлось всерьез столкнуться с проблемой: как определить, есть ли у человека внутренняя тяга к разгадыванию новых для него явлений, к раскрытию больших и малых тайн природы? Когда педагоги станут делать это повсеместно, гораздо легче пойдет обновление школы, повысится и качество обучения.
Я предвижу вопрос: не слишком ли много мы требуем от ребят? Не будут ли они перегружены?
Нет, если соблюсти два условия.

Первое. Ребята должны идти в те или иные специализированные школы по склонности, а не вопреки ей. И тогда материал они усваивают вдвое, втрое быстрее и проще. Любимое занятие — это удовольствие, а не нудная, обязательная работа.

Второе. Опытный руководитель, само окружение, обстановка, в которых воспитываются ребята, должны помогать им быстрее формироваться в ученых. Полное развитие целеустремленности и приобретение достаточно широких знаний не должны идти за счет переутомления. Среди математиков особенно много случаев, когда молодой человек перенапрягается настолько, что на долгое время выходит из строя. Непрерывность работы нужно сочетать с разумным отдыхом и «переключением» сознания на другие области.

Надо много трудиться, но делать это разумно. Надо создать новую систему воспитания молодых ученых, но внутри этой системы отказаться от стандартов, от шаблонов.

Старший товарищ, руководитель обязан с самого начала воспитывать у юных подопечных качества, характерные для большинства наших ведущих советских ученых. Надо ли еще раз говорить о них здесь? Они известны всему миру. Мы хотим, чтобы для будущих, подрастающих ученых наибольшим стимулом творчества было желание не только сделать открытие, но и как можно быстрее поставить это открытие на службу Отчизне, народу. С этим качеством неразрывно связаны чувство товарищества и удовлетворения не только личным успехом, радость не только за себя, но и за успех соседа, за успех своего института.

еще статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *