В.И. Арнольд "Задачи для детей от 5 до 15 лет" Часть 2 из 2

В.И. Арнольд "Задачи для детей от 5 до 15 лет"

38. Вычислите сумму \displaystyle\frac{1}{1\cdot2}+\frac{1}{2\cdot3}+\frac{1}{3\cdot4}+...+\frac{1}{99\cdot100} (с ошибкой ответа не более 1% от ответа)

39.  Если два многоугольника имеют одинаковые площади, то их можно разрезать на конечное число многоугольных частей, перекладывая которые по-разному можно получить и один, и другой многоугольник (доказать!). [Для пространственных тел это неверно: куб и тетраэдр одинакового объема так разрезать нельзя!] 

40.  В вершинах клетчатой бумаги выбраны 4 вершины параллелограмма, и оказалось, что ни на сторонах, ни внутри его нет других точек пересечения линий клетчатой бумаги. Доказать, что площадь такого параллелограмма равна площади одной клеточки клетчатой бумаги. 

41.  В условиях задачи 40 внутри оказалось a точек пересечения, а на сторонах b. Найти площадь.

42.  Верно ли аналогичное задаче 40 утверждение для параллелепипедов в пространстве?

43.  Числа кроликов («Фибоначчи») образуют последовательность (a1 = 1), 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, ..., в которой an+2 = an+1 + an для всякого n = 1, 2, ... Найти наибольший общий делитель чисел a100 и a99.

44.  Найти число (Каталана) разбиений выпуклого n-угольника на треугольники его непересекающимися диагоналями. Например, c(4) = 2, c(5) = 5, c(6) = 14. А как найти c(10)? 

45.  В турнире «на кубок» участвуют n команд, и проигравший выбывает, а после n 1 игры остается победитель. Расписание турнира можно записать в виде символа вроде ((a, (b, c)), d) [b играет с c, победитель с a, победитель с d].
Сколько разных расписаний, если команд 10? Если команд 2 – только (a, b), число = 1.
Если команд 3 – только ((a, b), c), или ((a, c), b), или ((b, c), a), число = 3.
Если команд 4:
(((a, b), c), d) (((a, c), b), d) (((a, d), b), c) (((b, c), a), d) (((b, d), a), c) (((c, d), a), b) (((a, b), d), c) (((a, c), d), b) (((a, d), c), b) (((b, c), d), a) (((b, d), c), a) (((c, d), b), a) ((a, b), (c, d)) ((a, c), (b, d)) ((a, d), (b, c)).

46.  Соединить n точек 1, 2, ..., n отрезками (их n 1) так, чтобы получилось дерево. Сколько разных деревьев можно получить (при n = 5 уже интересно!)? 47. Перестановка (x_1,x_2,...,x_n) чисел \{1,2,...,n\} называется змеей (длины n), если x_1<x_2>x_3<x_4.... Найти число змей длины 10. 

48. Обозначим через s_n число змей длины n: s_1=1, s_2=1, s_3=2, s_4=5, s_5=16, s_6=61. Докажите, что ряд Тейлора тангенса есть tgx=1\cdot\displaystyle\frac{x^1}{1!}+2\cdot\frac{x^3}{3!}+16\cdot\frac{x^5}{5!}+...=\sum_{k=1}^{\infty}s_{2k-1}\frac{x^{2k-1}}{(2k-1)!}.

49. Вычислите сумму ряда 1+1\cdot\displaystyle\frac{x^2}{2!}+5\cdot\frac{x^4}{4!}+61\cdot\frac{x^6}{6!}+...=\sum_{k=0}^{\infty}s_{2k}\frac{x^{2k}}{(2k)!}.

50. Доказать при s>1 тождество \prod_{p=2}^{\infty}\displaystyle\frac{1}{1-\frac{1}{p^s}}=\sum_{n=1}^{\infty}\frac{1}{n^s} (произведение по всем простым числам p, сумма по всем натуральным числам n).

51. Вычислите сумму ряда 1+\displaystyle\frac{1}{4}+\frac{1}{9}+...=\sum_{n=1}^{\infty}\frac{1}{n^2} (доказать, что она равна \pi^2/6, то есть примерно 3/2.

52. Найти вероятность несократимости дроби frac{p}{q} (она определяется так: в круге p^2+q^2\le R^2 считается число N векторов с целыми p и q без общего делителя, большего 1, и затем вероятность несократимости - это предел отношения \frac{N(R)}{M(R)},  где M(R) - число всех целых точек в круге (M~\pi R^2)

53. Для последовательности чисел Фибоначчи a_n задачи 43 найти предел отношения \displaystyle\frac{a_{n+1}}{a_n} при стремлении n к бесконечности: \displaystyle\frac{a_{n+1}}{a_n}=2,\frac{3}{2},\frac{5}{3},\frac{8}{5},\frac{13}{8},\frac{34}{21}.

54. Вычислить бесконечную цепную дробь  (найти предел дробей   при n\to\infty).

55. Найти многочлены y=\cos(3arccosx), y=\cos(4arccosx), y=\cos(n\cdot arccosx), где |x|\le1.

56. Вычислить сумму k-х степеней всех n корней степени n из 1 (комплексных).

57.  Нарисовать на плоскости (x, y) кривые, заданные параметрически \{x=\cos2t, y=\sin3t\}, \{x=t^3-3t, y=t^4-2t^2\}.

58. Вычислить (с ошибкой не более 10% ответа) \int_{0}^{2\pi}\sin^{100}xdx.

59. Вычислить (с ошибкой не больше 10% ответа) \int_{1}^{10}x^xdx.

60.  Найти площадь треугольника с углами (α, β, γ) на сфере радиуса 1, стороны которого – окружности больших кругов (сечения сферы плоскостями, проходящими через ее центр). 

61. Окружность радиуса r катится внутри круга по окружности радиуса 1 (без скольжения). Нарисовать всю траекторию одной из точек катящейся окружности (эта траектория называется гипоциклоидой) при r = 1/3, при r = 1/4, при r = 1/n, при r = 1/2. 

62.  В классе из n учеников оценить вероятность наличия двух учеников с одинаковыми днями рождения. Велика она или мала?

63.  Закон Снелла (Снеллиуса) говорит, что угол α луча света с нормалью к слоям слоистой среды удовлетворяет уравнению n(y) sin α = const, где n(y) – «показатель преломления» слоя на высоте (величина n обратна величине скорости света в среде, считая скорость в пустоте за 1; в воде n = 4/3). 
Нарисовать ход лучей в среде «воздух над пустыней», где показатель n(y) имеет максимум на некоторой высоте:


(решение этой задачи объясняет явление миража в пустыне тем, кто понимает, как ход лучей, идущих от предметов, связан с изображениями).

64.  Вписать в остроугольный треугольник ABC треугольник KLM минимального периметра (с вершинами K на AB, L на BC, M на CA).  У к а з а н и е: Для неостроугольных треугольников ответ получается непохожий на красивый ответ для остроугольных. 

65.  Вычислить среднее значение функции 1/r (где r2 = x2 + y2 + z2, r – расстояние от начала координат) по сфере радиуса R с центром в точке (X, Y, Z).
У к а з а н и е: Задача связана с законом всемирного тяготения Ньютона и с законом Кулона теории электричества.
В двумерном варианте задачи функцию нужно заменить на ln r, а сферу – на окружность.

смотрите раздел Математика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *