Заметки учителя. История одной ученицы

История одной ученицы

история школа

Однажды  ко мне обратились с просьбой. Ученице 11 класса (назовем ее Леной) нужна было помощь по математике. До экзаменов оставался год, а факультет она выбрала серьезный настолько, что многие родители занимались подготовкой своих детей к поступлению с класса восьмого.

В то время я только начинал заниматься репетиторством и потому с радостью соглашался на любые предложения. Все было интересно, все имело смысл. Вдохновение позволяло много работать и оберегало меня от мысли о возможных неудачах и ошибках. Хотя, вспоминая сейчас те годы, кажется, что все было одной большой ошибкой: начиная от стиля преподавания до мотивов. И не знаю, прекратилась ли это ошибка или продолжается до сих пор.

Беседовал я с родителями Лены по телефону. Мама дочку хвалила: и отличница, и на конференциях выступает, и дополнительно занимается на факультативах. Мы договорились о расписании (в случае, если после первых занятий они не передумают), о принципах работы - и я отметил в ежедневнике дату первого урока. Как говорится, ничто не предвещало беды.

Прошел месяц. И вот что я узнал.

Во-первых, у Лены были отличные оценки по всем предметам. И она действительно участвовала во всех мероприятиях: школьные конференции, олимпиады, факультативы. Поэтому свободного времени у нее не было вообще. Причем часть работы приходилось делать родителям (они искали в интернете информацию для рефератов, занимались оформлением, писали сочинения и так далее), иначе ребенок засыпал только под утро.

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.

Ж. Сименон  цитаты

Во-вторых, по математике она не знала ничего. Во время первого занятия я предложил довольно длинный пример, затем другой попроще, затем третий из более ранних тем школьного курса. Таким образом я пытался определить, с какого момента у нее начинаются серьезные пробелы. Результат: арифметика отрицательных чисел. То есть тема, которая пронизывает почти весь курс математики в школе, оказалась для нее незнакомой. Показателен факт, как она решала задачи. Во время объяснения она усваивала алгоритм решения и механически его воспроизводила на похожих задачах. Фактически, она запоминала решение и по памяти его повторяла, но только для других чисел новой задачи. Малейшее изменение условия, любой вопрос на понимание теории - и тишина в ответ. Понятно, что с таким подходом геометрия оказалось для нее недостижимым предметом.  Самое удивительное, что это никак не отражалось на ее самооценке: она была лучшей ученицей в классе и это, как обычно бывает, сильно повредило ее характер.

В-третьих, несколько лет у нее проблемы со здоровьем. Гипертония, неврозы, тревожный сон, депрессия, простуды. Последний год она принимала таблетки через день. Ярко выраженный страх по поводу плохой оценки в школе, отсюда постоянный стресс из-за переживаний как успеть сделать все домашние задания и дополнительные. Иногда мне казалось, что если вдруг она напишет контрольную хуже всех в классе, то это закончится инсультом или самоубийством.

В общем, факты впечатляют. Как и вывод: получается, что труд учителей, забота родителей, каждодневная работа самой Лены - все оказалось не просто бесполезным, но и откровенно вредным.

Похоже на сюжет из фильма ужасов. Здоровый и счастливый ребенок, любопытный и беззаботный, отправляется в школу. Через некоторое время перед нами измученный, депрессивный, закомплексованный постоянными переживаниями человек, которому предстоит борьба за возврат потерянного счастья. Видимо, из-за таких случаев стало востребованным домашнее обучение.

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили цитаты

Естественно, возникают вопросы: а) что произошло с этим ребенком? б) как это произошло? в) это единичный случай или массовое явление? г) какие выводы для родителей, учеников и учителей? д) что надо делать в такой ситуации? е) что будет с ней, если ничего не предпринимать? Это темы отдельных статей.

Что было дальше с Леной? Через некоторое время здоровье ребенка настолько истощилось, что родители забили тревогу. Они попытались отказаться от участия дочери в тех предметах, которые не нужны для поступления. Однако учителя стали угрожать низкими оценками. То ли они восприняли это как оскорбление, то ли надо было выполнять план администрации, но долгие попытки договориться привели к конфликту. И Лену перевели в другую школу. Через некоторое время родители вообще отказались от подготовки в престижный университет и увезли дочь на три недели на отдых.

Порой конкретные мечты родителей оказываются губительны для детей. Работая в университете, я не раз видел несчастных первокурсников, изучающих предметы, которые им совершенно неинтересны. Родители впихнули их в этот поезд. Но слишком часто, если судить по истерикам, свидетелем которых я не раз был в университете, путешествие заканчивалось полной катастрофой.

Р. Пауш  цитаты

Через несколько лет я прочел Г. Сенкевича "Из дневника познанского учителя". Он написан в 1879 году и очень похож на историю с Леной. Теперь при подобных проблемах я настойчиво прошу родителей прочитать этот короткий рассказ.

И.В. Колемаев

Материал сайта www.itmathrepetitor.ru (активная ссылка на источник обязательна)

Статьи по школьной математике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *