Заметки учителя. Ошибки при поиске репетитора

Ошибки при поиске репетитора

репетитор

На основе объявлений о поиске репетиторов. Основные ошибки родителей:

1. Минимальное количество занятий

Часто родители планируют одно занятие в неделю и при этом хотят не просто устранить пробелы в школьной программе, а еще и подготовить на высокий балл ЕГЭ. Я понимаю, что времени у ребенка мало: перегрузки в школе, какая-нибудь спортивная секция и еще два-три репетитора. Но проблема в том, что невозможно добиться высоких результатов с одним уроком в неделю. Редкий случай, когда ученик настолько способный и с настолько прочными знаниями, что один урок превращается в консультации (что решать дальше, где посмотреть примеры разбора решений, какие замечания в присланных решениях). Но в 95% случаев ученик начинает подготовку с азов (кстати, родители часто не в курсе, насколько мизерны знания их детей).

Если следующее занятие через неделю, то ученик обычно приступает к домашнему занятию дня через три, а к этому времени большая часть урока выветрилась из головы. Другими словами, один урок в неделю - это ноль уроков в неделю. Добавлю, что урок должен быть не менее 60 мин (если ученик не из младших классов).

Самое важное, что должны иметь в виду родители: добросовестный репетитор откажется от работы, если будет один урок в неделю (в редких случаях возьмется и не раз предупредит, что достойные результаты ожидать не стоит).

2. Требования к репетитору: только женщина

Часто встречал объявления с таким требованием. Да, ничего крамольного в этом нет: обычно именно мама занимается поиском репетитора и ей проще общаться с женщиной, ведь придется в течение долгого времени интересоваться об успехах ребенка и иногда решать разные проблемы (отмена или перенос занятий, просьбы изменить подход к ребенку, увеличить или уменьшить объем домашней работы и т.п.).

Еще женщина-репетитор от природы более заботлива и, думаю, часто относится к ученику с оттенком материнских чувств.

Так в чем проблема? В том, что женщину-репетитора ищут для сына. Причем часто в старших классах.

Представьте парня, который всю жизнь окружен гиперопекой мамы (извините, но это не редкое явление, именно "гипер", об этой проблеме как-нибудь напишу в отдельной статье), парня, который одиннадцать лет ходит в школу, где почти все учителя - женщины, парня, с которым отец, как правило, мало общается именно с воспитательной целью (нет времени, нет педагогических способностей или банально любая попытка воспитать по-мужски пресекается мамой). Я уже не говорю про неполные семьи. Давно известен научный факт: сын без отца имеет ряд психических отклонений, из-за который проблемы с социализацией, трудности с созданием семьи и т.п.

Поэтому парню необходим мужской коллектив. И незнакомый репетитор часто дополняет развитие парня, так как все-таки отец и родственники - это совсем другой уровень общения.

3. Низкая цена

Не раз встречал такое предложение: 300 р за 60 мин. Родители явно хотят нанять репетитора для самоуспокоения. Ребенку надо поступать, все волнуются, и чтобы снять это напряжение, ищут репетитора. Ищут формально, для галочки.

Факт: час работы репетитора не может стоить менее 10$. Если нет объективных причин, например, небольшой городок с низкой зарплатой.

Все, что дешевле, похоже на игру в рулетку.

4. Бесплатное первое занятие

Думаю, опытные репетиторы объявление с таким требованием даже не рассматривают. Вдумайтесь: учитель проведет занятие и родители ему не заплатят. Крепостное право отменили же вроде .

Вообще, это требование характеризует нравственный уровень родителей. Именно из-за этого учителя игнорируют такие объявления: неприятно иметь дело с откровенной наглостью и жадностью.

Родители могут поговорить с репетитором десять минут: поспрашивать про его опыт, про методику, рассказать ему про ребенка. Если им понятно, что говорит репетитор, если они видят, что у него плавная речь без "воды", без перескакиваний с темы на тему, то никаких оснований для бесплатного занятия нет. Если же репетитор не в состоянии даже простой диалог вести, то зачем пробное занятие?

И еще можно сделать первое занятие коротким: 20 или 30 минут. Например, для разбора одного-двух вопросов из домашего задания ребенка. Но это занятие должно быть оплачиваемое, но окажется дешевле, чем полноценное.

5. Поздний поиск репетира

Например, за месяц до ЕГЭ. Иногда действительно это правильное решение: у ученика прочные знания и нужно всего лишь все повторить и напомнить самые важные моменты (типичные ошибки и т.п.).

Но чаще родители не знают реального уровня ребенка: школьный учитель говорит пару общих фраз, оценки высокие. Дело в том, что учитель физически не успевает уделить внимание всем и обеспечить высокий уровень обучения из-за отстающих детей. В итоге, средний уровень в классе очень низкий. Оценки относительны (кто-то списал, при плохой оценке проблемы у учителя с администрацией) и часто выставляются не за реальные навыки и мышление, а за хорошую память.

При всем при этом сам ребенок тоже не бьет тревогу. Ему кажется, что еще много времени для подготовки, он не может адекватно оценить свой уровень.

Поэтому лучше искать репетитора заранее и постепенно уменьшать количество занятий, превращая уроки в консультации и выдачу списков заданий с ответами.

6. Поиск репетитора для взрослого ребенка

Когда-то ко мне обратились за помощью: мама искала репетитора по высшей математике для своего сына - он не сдал экзамен и грозило исключение. Мы обсуждали с ней проблему около часа. Она рассказывала о вузе, о преподавателях, о сыне, о темах к подготовке и т.п. А я несколько раз в течение беседы просил допустить в скайп сына, хотел именно с ним все обсудить и договориться о занятиях. Просьбы игнорировались. Я думаю, что с такой гиперопекой ее сын обречен (частично об этой проблеме упоминалось в пункте 2).

Уважаемые родители, ставьте перед детьми сложные задачи, которые они могут решить, давайте свободу и скрытно наблюдайте за решением, вмешиваясь в нужный момент. Только так вы сможете подготовить их к жизни.

И.В. Колемаев

Материал сайта www.itmathrepetitor.ru (активная ссылка на источник обязательна)

Статьи по школьной математике