Педагогика. Притчи

  1. Один нетерпеливый ученик выразил желание обучать других Истине и спросил Мастера, что он думает об этом. Мастер сказал ему:
    - Жди.
    Каждый год ученик приходил с одной и той же просьбой, и каждый раз Мастер давал один и тот же ответ:
    - Жди.
    Однажды ученик спросил:
    - Когда же я буду готов учить других?
    - Ответил Мастер:
    - Когда тебя оставит страстное желание обучать других.
  2. К Конфуцию пришел отец с жалобой на непокорность сына. Мудрец присудил обоих к тюрьме сроком на три месяца.По прошествии срока он призвал их обоих и спросил у отца, в чем именно провинился его сын. Отец отвечал, что виноват не сын, а он сам, что увлекся досадой на сына. Конфуций похвалил его за простосердечное сознание и сказал:
    — Вперед лучше сами учите сына, а не обращайтесь к судье; вы же, — обратился он к сыну, — помните, что пер­вый ваш долг — повиновение родителям.
  3. Японская притча
    Жил-был старый мудрый самурай. У него была группа учеников, и он обучал их мудрости и боевому ремеслу.
    Однажды во время занятий к нему зашёл молодой воин, прославившийся своей неучтивостью и жестокостью. Его излюбленной тактикой был приём провокации: он оскорблял противника, тот выходил из себя, принимал вызов, но в ярости совершал одну ошибку за другой и проигрывал бой.
    Так случилось и на этот раз: воин выкрикнул несколько оскорблений и стал наблюдать за реакцией самурая. Но тот невозмутимо продолжал вести занятие. Так повторилось несколько раз. Когда самурай никак не отреагировал и в третий раз, боец в раздражении ушёл прочь.
    Ученики внимательно и с интересом наблюдали за процессом. После ухода бойца один из них не выдержал:
    — Учитель, зачем вы терпели его нападки? Нужно было вызвать его на бой!
    Мудрый самурай ответил:
    — Когда вам приносят подарок и вы не принимаете его, кому он принадлежит?
    — Своему прежнему хозяину, — ответили ученики.
    — То же касается зависти, ненависти и оскорблений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принёс.
  4. Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на eгo излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку вpaчи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет.Авиценна увидел больного, xyдoгo бледного юношу,распростертого на ложе. На вопросы юноша не oтвечал, а eгo родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал eгo пульс и долго держал eгo руку. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: «Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот гopoд родной, кто хорошо знает все eгo улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них». Все были удивлены, но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал гopoд как свои пять пальцев. Авиценна попросил eгo: «Назови мне все кварталы гopoдa» . При этом eгo рука была на пульсе больного. Koгдa был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс опять участился. Toгдa он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все переулки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за одним, пока опять название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Eго Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Koгдa человек стал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больноzо немедленно начало колотиться. Наблюдательный Авиценна произнес: «Очень хорошо, все ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и eгo очень легко вылечить». Он встал и сказал пpисутствующим, которые смотрели на нeгo в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина ezo недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала eгo невестой». Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа. (Моулана, персидскuйпоэт).