Решебник домашнего задания урока 12
В.В. Ткачук "Математика - абитуриенту"
Задачи 1-5
Рассмотрим решение задач с номерами 1-5 домашнего задания урока 12 на тему: "Сложные системы уравнений". Весь список домашних заданий и их решений здесь.
Задача 1. Заметим, что . Тогда второе уравнение системы принимает вид: . Выразим из первого уравнения и подставим во второе. Получим квадратное относительно уравнение: , откуда или . То есть исходная система эквивалентна совокупности двух систем: и , каждая из которых решается методом подстановки (выразим, например, переменную из второго уравнения и подставим в первое) или можно вспомнить теорему Виета. В первой системе ответ (1;3), (3;1), во второй решений нет. Итоговый ответ исходной системы: (1;3), (3;1)
Задача 2. Домножим первое уравнение на 13, а второе - на 20 и вычтем из первого уравнения второе. Наша цель: получить уравнение, не содержащее число как слагаемого, именно поэтому уравнения были домножены на числа 13 и 20. Получаем систему . Систему такого вида называют однородной второй степени. Первое уравнение является квадратным относительно (то есть коэффициенты , , содержат , что может показаться странным, однако, ничего крамольного в этом нет). Дискриминант равен , а сами корни и . Таким образом, исходная система эквивалента совокупности двух систем: и . Каждая система решается методом подстановки. Ответ первой системы: (3;2), (-3;-2), ответ второй системы: .
Задача 3. Система аналогична предыдущей задаче. Домножим первое уравнение на 7, второе - на 20 и вычтем из первого уравнения второе. Получим квадратное относительно уравнение с корнями и . То есть исходная система эквивалентна двум системам и , каждая из которых решается методом подстановки.
Задача 4. Методом группировки разложим второе уравнение на множители: . Так как произведение равно нулю, то уравнение (а вместе с ним и система) распадается на два уравнения: и . Приходим к совокупности двух систем и , каждая из которых решается методом подстановки.
Задача 5. Приравняем левые части первого и второго уравнений. Получим . Приходим к совокупности двух систем и .
Рассмотрим первую систему. Выразим из первого уравнения и подставим во второе и третье. Так как правые части второго и третьего уравнений равны, то приравняем левые части. Получим уравнение , которое распадается на два уравнения и . То есть приходим к совокупности двух систем и , каждая из которых решается методом подстановки. Напомним, что это только первая система из первого шага решения.
Рассмотрим вторую систему. Выразим из первого уравнения и подставим во второе и третье уравнения. Получим систему . Осталось умножить второе уравнение на 2 и от него отнять третье уравнение. Получим уравнение , содержащее только одну неизвестную . Его корни и . Осталось по каждому корню найти и .