Заметки учителя. Списки вопросов по философии

Заметки учителя.
Списки вопросов по философии

Книги

Вопросы к вступительному экзамену по философии в аспирантуры системы РАН

  1. Роль античной философии в становлении научной рациональности;
  2. Основные философские школы Древней Греции;
  3. Философское учение Сократа;
  4. Основные положения философии Платона;
  5. Система философии Аристотеля;
  6. Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского;
  7. Философское учение Отцов Церкви (патристика);
  8. Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р.Бэкон, Д.Скотт, У.Оккам);
  9. Гуманизм философии эпохи Возрождения;
  10. Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон);
  11. Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе;
  12. Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени;
  13. Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка;
  14. Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма;
  15. Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье);
  16. Философская и научная программа В.Г. Лейбница;
  17. Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика;
  18. Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»);
  19. Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф.Шеллинга;
  20. Учение о духе и диалектика Г.Ф.В. Гегеля.
  21. Неогегельянство;
  22. Проблема методологии в философии неокантианства;
  23. Позитивизм (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер);
  24. Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк);
  25. Основные проблемы философии экзистенциализма;
  26. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи);
  27. «Философия жизни» и ее основные проблемы;
  28. Феноменология Э. Гуссерля;
  29. Структурализм и постструктурализм;
  30. Язык и мышление. Философия языка;
  31. Социальная философии Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас);
  32. Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм;
  33. Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер);
  34. Неотомизм в контексте диалога религии и науки;
  35. Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.;
  36. Основные концепции философии постмодернизма;
  37. Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии);
  38. Периоды и школы индийской философии;
  39. Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы);
  40. Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток»;
  41. Проблема человека в русской философии XIXXX вв. (на примере персоналий по выбору);
  42. Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы;
  43. Основные направления русской философии XIX – начала ХХ вв.;
  44. Философия всеединства В. Соловьева;
  45. Философские идеи русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский);
  46. Русская религиозная философия ХХ в.;
  47. Предмет и функции философии. Структура философского знания;
  48. Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.
  49. Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания;
  50. Проблема истины в научном и философском знании;
  51. Категория бытия в философии. Онтология и метафизика;
  52. Классическая и неклассическая эпистемология;
  53. Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания;
  54. Природа как объект философского знания. Природа и общество;
  55. Основные проблемы философии истории;
  56. Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости;
  57. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации;
  58. Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания;
  59. Человек как предмет философского анализа;
  60. Духовный мир человека и проблема становления личности;
  61. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации;
  62. Философские проблемы этногенеза;
  63. Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития;
  64. Социально-философские проблемы глобализации;
  65. Эстетический идеал современности и проблема прекрасного;
  66. Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания;
  67. Искусство как форма духовной деятельности;
  68. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия;
  69. Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия;
  70. Понятие ценности и его роль в познании.

Литература

  • Философия. Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический Проект, 2003;
  • Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Г.Ю. Сидорина. Третье изд. - М.: Гардарики, 2003;
  • Б. Рассел. История Западной философии. - М., 1993;
  • Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. - СПб., 1993–1997;
  • Новая философская энциклопедия. - М., 2004.

Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену по философии при поступлении в аспирантуру НИУ ВШЭ

Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии с акцентом на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об основных направлениях в философии XX века.

Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, а также индивидуальные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления.

Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии:

I. Предмет и функции философии

Философия как вид мировоззрения. Основные философские дисциплины. Философия и наука.

Проблема происхождения философии. Философия и мифология.

II. История философии

Возникновение философии в Древнем Китае и Древней Индии. Основные философские школы и проблемы древней философии Востока (ведийская традиция, конфуцианство, философские проблемы буддизма).

Философия древней Греции и древнего Рима. Эволюция от натурфилософии к философии человека. Сократ и сократические школы. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Аристотель: физика и метафизика. Представления Аристотеля о «перводвигателе» и их воздействие на последующую христианскую философию. Онтология: учение о причинах бытия. Гносеология. Основы научного метода (органон). Учение о категориях. Этика. Социально-политические взгляды.

Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Причины распада античной философии.

Христианство как основа средневековой философии. Становление христианской философии: апологетика, патристика, схоластика и их представители. Основные проблемы средневековой философии.

Философия Возрождения. Мировоззренческий антропоцентризм. Гуманизм и его внутренние противоречия. Натурфилософия Ренессанса как возобновление античной традиции и как исток новой науки.  Политические и этические учения. Устройство республики и характеристики государя в политической философии Н. Макиавелли.

Основные проблемы философии Нового времени. Различные подходы к формированию науки и ее методам. Ф. Бэкон о целях и возможностях науки. Эмпиризм и рационализм. Р. Декарт и принципы рационалистической методологии. Рационализм как мировоззрение. Проблема свободы в философии Б. Спинозы.

Проблема эмпирического обоснования знания. Структура опыта в философии Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли.  Проблема причинности в философии Д. Юма.

Социально-политические идеи европейских философов XVII-XVIII вв. Политическая философия Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо: теории общественного договора и понятие суверенитета. Идеи французских и немецких философов XVIII в. об историческом прогрессе, о значении и функциях просвещения и науки, о рациональных основаниях культуры (Д. Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье,  И. Гердер, Г. Лессинг).

Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой. Априоризм и обоснование научного знания. «Чистый» и «практический» разум. Антиномии «чистого разума». Этика долга: учение о «категорическом императиве». «Этикотеология» - выведение религии из нравственной сущности человека. Понятие просвещения и идея права в философии И. Канта.

«Абсолютный идеализм» Гегеля. Принципы идеалистической диалектики. Философия права. Понятие гражданского общества и государства в философии Гегеля.

Критика «абсолютного идеализма» в европейской философии XIX в. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха. Критика рационализма в философии А. Шопенгауэра. «Экзистенциальная» философия С. Кьеркегора. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше.

Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепция отчуждения. Критика частной собственности. Практика и ее роль. Понятие общественно-экономической формации, учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата.

В. Дильтей о специфике исторического познания. А. Бергсон: жизнь как процесс свободной «творческой эволюции».

Кризис идеи исторического прогресса. О. Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура и цивилизация.

Позитивизм XIX-ХХ вв. Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания. Критика спекулятивной философии. Проблема границ «научной рациональности». Методологические идеи «логического позитивизма».

Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. Ч. Пирс о функциях и задачах мышления.  Проблема значения и ее решение в рамках прагматизма. «Инструментализм» Д. Дьюи.

Классическая социология как социальная философия. Проблема современности и современного общества в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма.

Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Структура личности.   Культура, религия, социальный процесс в свете психоанализа. Коллективное бессознательное, архетипы и факторы формирования личности. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.

Экзистенциализм Ж.- П. Сартра, К. Ясперса. Тема кризиса культуры в западноевропейской философии ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет).

Феноменологический трансцендентализм Э. Гуссерля. Проект реставрации рационализма.

«Поворот к языку»: язык как источник мировоззрения (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер). Структура связей между языком и опытом.

Современные споры о роли науки в культуре (дилемма «сциентизм -антисциентизм»). Культура как многообразие «символических форм» (Э. Кассирер). Постмодернизм: человек на «игровом поле» культуры. Отказ от классических (универсалистских) типов мировоззрения.

Понятие тоталитаризма в политической философии XX в. Ханна Арендт о тоталитаризме. Понятие и проблема справедливости в философии политики и права в XX в. «Теория справедливости» Дж. Ролза.

Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. Диалог «западников» и «славянофилов» в истории русской мысли.  Философия всеединства В. С. Соловьева. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Философия свободы Н. А. Бердяева.

III. Онтология и гносеология

Проблема бытия. Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире.

Духовное бытие. Природа идеального как философская проблема.

Научные картины мира – рациональные модели, конструируемые для объяснения явлений. Типы таких моделей (универсальные, частные, динамические, статистические, детерминистские). Проблема развития. Принципы развития сквозь призму философского мировоззрения.

Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Принципы построения научных картин мира. Системный характер научной картины мира. Понятия организации и самоорганизации, их мировоззренческий смысл. Научные картины мира в контексте культуры.  История науки как развитие и смена этих картин. Место человека в научной картине мира.

Проблема истины. Зависимость ее решения от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения.  Истина как регулятивный идеал познания.

Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Сомнение, его функция в познании. Соотношение абсолютного и относительного в знании.

Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность.

Проблема оснований и предпосылок знания. Фундаментализм и антифундаментализм – различные подходы к проблеме обоснованности знания. Проблема критериев истинного знания.

Виды и формы знаний. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия.

Структура и динамика научных теорий. Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности.

Соотношение научного и технического знания. Культура информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.

 

  1. IV. Социальная философия. Философская антропология

Проблема антропогенеза. Физический облик, труд, язык и миграция как факторы антропогенеза. Человек как социальное существо. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества.

Типы и системы общественных устройств. Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная.

Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения. Фактор сознания в общественной деятельности человека.

Проблема “прав человека”. Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.

Культура и цивилизация. Компоненты культуры. Типы культур и цивилизаций.

 «Культурный кризис» и его причины. Человек в эпоху кризиса культуры. Возрождение культуры как результат трудовых, интеллектуальных и нравственных усилий людей.

Взаимодействие различных культур и цивилизаций в современном мире. “Экология культуры” - условие выживания человечества.

Понятие исторического времени. Закономерность и случайность в истории. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.

«Прогрессистские» и «циклические» концепции исторических изменений. Различие темпов исторических изменений в различных сферах общественной жизни: в производстве, искусстве, морали, науке. Противоречия и конфликты, вызываемые этим различием. Историческая память и историческое беспамятство.

 

Рекомендуемая литература

Философия. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2003.

Философия. Учебник. Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. М., 2004.

Философия. Под ред. О. А. Митрошенкова. М., 2002.

Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002.

Б. Рассел. История Западной философии. Новосиб., 1999.

История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М., 1999.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт., СПб., 1997.

В. Виндельбанд. История философии. Киев, 1997.

Вопросы к вступительному экзамену:

  1. Особенности древнегреческой философии, основные школы, проблемы, представители.
  2. Учение Платона об идеях и его влияние на последующую философию.
  3. Политическая философия Платона.
  4. Философия Аристотеля. Учение о действующих причинах.
  5. Политическая философия Аристотеля.
  6. Философия эпохи эллинизма и ее специфика.
  7. Основные проблемы и представители средневековой европейской философии.
  8. Философия эпохи Возрождения: темы, проблемы, представители.
  9. Политическая философия Макиавелли.
  10. Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
  11. Понятие субстанции в английском эмпиризме XVII в.
  12. Понятие общественного договора в политической философии XVII-XVIII вв.
  13. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро).
  14. Основные идеи «критической философии» И. Канта.
  15. Этика И. Канта.
  16. Проблемы права и политики в философии Канта.
  17. Основные проблемы немецкого классического идеализма (Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
  18. Философия истории и права Г. Гегеля.
  19. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
  20. Понятие гражданского общества в политической философии XVIII-XIX вв.
  21. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха.
  22. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора: основные идеи.
  23. Основные идеи «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон).
  24. Проблема «конца европейской культуры» (О. Шпенглер).
  25. Позитивизм: критика спекулятивной метафизики.
  26. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.
  27. Прагматизм – философия успеха человеческой деятельности.
  28. Философские идеи психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
  29. Основные идеи европейского экзистенциализма ХХ в.
  30. Тема кризиса современной культуры (Э. Гуссерль, Х. Ортега-и-Гассет).
  31. Феноменологическая философия Э. Гуссерля.
  32. «Поворот к языку» в философии ХХ века (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер).
  33. Основные идеи философской герменевтики (Г. Гадамер, П. Рикер).
  34. Современность и современное общество в трактовке классиков западной социологии (М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм).
  35. Критика капитализма в работах Т. Адорно и Г. Маркузе.
  36. Понятие тоталитаризма в политической философии XX в.
  37. Проблема справедливости в философии политики и права в XX в.
  38. Дилемма «сциентизм-антисциентизм» в современной европейской философии.
  39. Основные идеи и представители современной «аналитической философии».
  40. Предмет и значение спора между «западниками» и «славянофилами» в русской философской и общественно-политической мысли XIX в.
  41. Основные идеи «философии всеединства» В. С. Соловьева.
  42. Этические идеи Л. Н. Толстого.
  43. Социальная утопия русского анархизма (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин).
  44. Философия свободы Н. А. Бердяева: основные идеи и проблемы.
  45. Исторические формы философской онтологии. Онтологический аспект фундаментального естествознания.
  46. Проблема «пространства-времени» в современной науке, ее философские аспекты.
  47. Методологическое значение оппозиции «детерминизм-индетерминизм» в современной науке.
  48. Исторические формы научной рациональности.
  49. Истина как современная философская проблема. Критерии истинности научных высказываний в естествознании и социальных науках.
  50. Знание и понимание. Проблема понимания в науках о природе и науках о культуре.
  51. Эволюция и революция в науке и технологии. Принципы рациональной реконструкции истории науки.
  52. Философия и методология науки – соотношение понятий
  53. Структура научных теорий в естествознании и социальных науках.
  54. «Логика обоснования» и «логика открытия» - место этих понятий в философии науки.
  55. Оппозиция «реализм-конструктивизм» в современной гносеологии.
  56. Исторические формы спора между «фундаменталистами» и «антифундаменталистами» в гносеологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СДАЮЩИХ ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В АСПИРАНТУРУ БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА

Предлагаемые экзаменационные вопросы составлены в соответствии с программами курса философии для студентов гуманитарных и естественных факультетов Белгосуниверситета. Их освещение на экзамене дает возможность поступающему в аспирантуру проявить как знание фундаментальных проблем философии, так и его коммуникативную компетентность, владение навыками исследовательского мышления, способность к философской рефлексии.

При ответе на основные и дополнительные вопросы на экзамене поступающий в аспирантуру должен проявить знание основных философских персоналий и оригинальных философских текстов, список которых приводится ниже.

Примерный перечень вопросов для контроля знаний на вступительном экзамене по философии в аспирантуру Белгосуниверситета (гуманитарные и естественнонаучные специальности)

  1. Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы.
  2. Генезис и специфика философского мировоззрения.
  3. Предмет философии и ее социокультурные функции.
  4. Становление и основные школы древнеиндийской философии.
  5. Философские учения древнего Китая.
  6. Древнегреческая философия: специфика и основные проблемы.
  7. Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья.
  8. Особенности философии эпохи Возрождения.
  9. Становление классической науки и особенности философии Нового времени.
  10. Немецкая классическая философия и ее культурно-историческое значение.
  11. Марксизм и его место в философской традиции.
  12. Позитивистская традиция в западной философии XX века.
  13. Проблема человека в философии экзистенциализма.
  14. Религиозная философия в контексте современной культуры Запада.
  15. Особенности русской и белорусской философской традиции.
  16. Бытие как проблема философского познания. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
  17. Значение категории "материя" для современной науки.
  18. Системная организация и структурность материальных объектов.
  19. Пространство, время, движение как атрибуты бытия. Движение и развитие.
  20. Материалистическая диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории.
  21. Понятие природы в философии и науке. Природа как среда обитания человека.
  22. Человек как предмет философского анализа. Образ человека в истории культуры.
  23. Человек как биопсихосоциальное существо.
  24. Понятие гуманизма. Гуманизм в истории культуры.
  25. Генезис сознания. Сознание человека и психика животных.
  26. Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах.
  27. Сущность психофизиологической проблемы. Сознание и мозг.
  28. Социальная природа сознания. Общественное сознание и его структура.
  29. Проблема познаваемости мира. Диалектика субъекта и объекта познания.
  30. Структура познавательного процесса, основные формы чувственного и рационального познания.
  31. Понятие истины. Проблема истины в теории познания.
  32. Понятие практики. Структура и функции практики в процессе познания.
  33. Понятие науки. Наука как объект философского познания.
  34. Научное познание, его специфика и структура.
  35. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.
  36. Общество как развивающаяся система.
  37. Понятие социальной структуры общества. Основные типы социальных структур.
  38. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественном развитии.
  39. Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса.
  40. Политическая система общества и ее структура.
  41. Понятие культуры, ее структура и социальные функции.
  42. Мораль и право как формы нормативной регуляции поведения.
  43. Искусство как форма духовного освоения мира. Природа художественного творчества.
  44. Религия как специфическая форма духовности.
  45. Сущность и основные типы глобальных проблем современности.
  46. Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Рекомендуемая для подготовки учебная литература:

  1. Введение в философию. В 2-х частях // Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989.
  2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2-х т. М., 1994.
  3. История философии в кратком изложении. М., 1995.
  4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.
  5. Краткая история философии. М., 1996.
  6. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
  7. Философия // Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1995.

Примерный список основных персоналий для изучения при подготовке к сдаче вступительного экзамена по философии в аспирантуру

  • Абдиралович И., Августин Блаженный, Аквинский Фома, Аристотель
  • Бердяев Н., Беркли Дж., Будный С, Бэкон Ф.
  • Вебер М., Витгенштейн Л., Вольтер Ф.М.А.
  • Гегель Г.В.Ф., Гераклит, Гоббс Т., Гуссерль Э.
  • Декарт Р., Дильтей В., Демокрит.
  • Камю А., Кант И., Конт О., Конфуций, Кузанский Николай, Кун Т.
  • Лао-Цзы, Ленин В., Локк Дж.
  • Маритен Ж., Маркс К.
  • Ницше Ф.
  • Пифагор, Платон, Плотин
  • Рассел Б., Руссо Ж.-Ж.
  • Сартр Ж.-П., Сенека, Скорина Ф., Сократ, Соловьев В., Спиноза Б.
  • Фалес, Фейербах Л., Фрейд 3., Фромм Э.
  • Хайдеггер М.
  • Чаадаев П.
  • Шеллинг Ф., Шопенгауэр А.
  • Элейский Зенон, Энгельс Ф., Эпикур
  • Юм Д.
  • Ясперс К.

Основная литература (тексты), рекомендуемая для изучения при подготовке к сдаче вступительного экзамена по философии в аспирантуру

  • Абдзiраловiч И. Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага сьветапогляду. Мн., 1993.
  • Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. T.I. M., 1975. С. 65-75, 85-86, 146-159, 174-175, 229-231, 258-262, 281-284.
  • Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2 т. Т.2. М., 1978. С. 2-35, 56-57, 60-62, 75, 80-81, 87.
  • Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. T.I. M., 1974. С. 84-104, 419-421.
  • Гоббс Т. Левиафан, или Материя ... // Избр. произведения в 2 т. Т.2. М., 1964. С. 75-78, 132-133, 155-157, 192-193, 232-233, 196-197.
  • Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произведения. М.; 1950.
  • Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989.
  • Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. Т.З. М., 1963. С. 105-124.
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. С. 131, 147-151, 181-195, 206-207, 244-248.
  • Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. T.I. M., 1985. С. 96-97, 103, 151-152.
  • Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13. С. 5-9.
  • Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.42. С. 93-94, 117-125, 148-150.
  • Платон. Государство // Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 273-276, 318-325.
  • Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Избр. сочине­ния в 3 т. Т. 1. М., 1961. С. 44-48, 52.
  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  • Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 141-144, 179-181, 227-229.
  • Спиноза Б. Этика // Избр. произведения в 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 395-400.
  • Фейербах Л. О "начале философии"// Избр. философские произведения. Т. 1. М., 1955.
  • Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М., 1995.
  • Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд. Т. 21. С. 273-317.
  • Юм_Д. Трактат о человеческой природе // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 89-92, 161-163, 169-174, 310-315, 367-375.
  • Ясперс К. Философия в будущем // Феномен человека: Антология. М., 1993.

* * *
Для изучения рекомендуемых текстов могут быть также использованы следующие хрестоматии философских работ:
* Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1-2. М., 1991.
* Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-2. М., 1994.
* Хрестоматия по философии. М., 1997.
Дополнительная литература
* Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
* Бабушкин В.У. О природе философского знания. М, 1978.
* Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х т. М., 1993.
* Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
* Губман Б.Л. Современная католическая философия: Человек и история. М., 1988.
* Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
* Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
* Горфункель А.Х. Философия Возрождения. М., 1978.
* Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
* Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991,
* Короткая Т.Н. Религиозная философия в Белоруссии начала XX века. Мн., 1983.
* Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.
* Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
* Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
* Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
* Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
* Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.
* Рассел Б. История западноевропейской философии. В 2-х т. М., 1993.
* Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
* Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
* Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн.,
1987.
* Французское Просвещение и революция. М., 1989.
* Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

все заметки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *