Приводимые ниже соображения общеизвестны и очевидны; вопрос о соотношении пользы и вреда; (чего больше), напротив, зависит от конкретной ситуации и вряд ли может обсуждаться вообще.
Слова «математический класс» часто понимаются по-разному. В дальнейшем, говоря о математических классах, мы имеем в виду классы, в которых
- проводится конкурсный набор школьников из разных школ (поступающие должны решать математические задачи);
- в преподавании участвуют не только профессиональные учителя, но и “любители” (студенты, кончившие школу, профессиональные математики разных уровней и другие);
- изучаются темы, традиционно относимые к “высшей математике”;
- школьники контактируют с преподавателями не только на уроках (походы, внеклассная работа).
Плюсы
- Школьники, будучи лучшими в своих школах, наглеют; попав в математический класс, они видят, что они вовсе не такие уж исключительные.
- Профессия математика (и родственные) — способ социальной адаптации для людей с нестандартной психикой.
- Соученики не бьют по морде на переменах; учителя, как правило, достаточно доброжелательны.
- Есть с кем вместе решать трудные задачи.
- Дружеское соревнование между школьниками.
- В обычном классе сильного школьника нечем занять, он скучает и мешает учить остальных.
- Ранняя профориентация часто полезна для математиков.
- Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ходить на спецкурсы, осмотреться и ко второму-третьему курсу осмысленно выбрать научную специальность.
- Всегда рядом есть хорошо продуманные задачи для решения и квалифицированные преподаватели («сбалансированное питание»).
- Школьнику есть кому задать почти любой математический вопрос и получить грамотный ответ.
- Возможность свести способных школьников с хорошими преподавателями разных предметов; естественный отсев плохих.
- Внутренний эталон: что значит на самом деле решить задачу, понять рассуждение, в чем-то разобраться как следует.
- Тренировка умственных способностей.
- Умение не принимать на веру то, что говорят.
- Контакты с работающими в классе студентами, пример старших товарищей, есть кому подражать.
- Неформальное общение со старшими товарищами разрушает барьер, мешающий обучению.
- Работающие в классе студенты учатся понятно объяснять.
- С сильными школьниками интересно работать математикам-профессионалам разных уровней.
Минусы
- Видя, что есть и более способные, школьник теряет уверенность в себе, а индивидуальное высокомерие сменяется групповым.
- Развитие психических отклонений вследствие больших нагрузок.
- Неумение впоследствии существовать вне тепличных условий (в армии, тюрьме и др.).
- Некому объяснять простые задачи (это отмечал П.Л. Капица).
- Нездоровая конкуренция («кто умнее»).
- После ухода сильных школьников в математический класс остальным не за кем следовать.
- Ошибочная ранняя профориентация: в математические классы (а потом по инерции на математические факультеты) попадают люди, которым на самом деле нужно что-то другое.
- Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ничего не делать первое время и ко второму-третьему курсу необратимо облениться.
- Неумение работать самостоятельно, утрата аппетита («мышей не ловит»).
- “Зачем напрягаться, если все и так известно и можно просто cпросить?”
- Перегрузка школьников — по разным предметам много чего требуют.
- Разочарование последующей деятельностью, не соответствующей этому эталону (смотрите про внутренний эталон из раздела “Плюсы”).
- Однобокость, неумение вступать в человеческие отношения.
- Снобизм
- Отрицательный пример старших товарищей (когда студенты работают в математических классах на факультативах).
- Отсутствие дистанции вредит обучению (при неформальном общении со старшими).
- Студенты отвлекаются от coбcтвенной учебы.
- Профессионалы-математики не умеют обращаться со школьниками.
Как видно из этих примеров (которые можно продолжать), недостатки обучения в математических классах тесно связаны с их достоинствами и вряд ли отделимы.