А.Шень О пользе и вреде математических классов

Приводимые ниже соображения общеизвестны и очевидны; вопрос о соотношении пользы и вреда; (чего больше), напротив, зависит от конкретной ситуации и вряд ли может обсуждаться вообще.

Слова «математический класс» часто понимаются по-разному. В дальнейшем, говоря о математических классах, мы имеем в виду классы, в которых

  • проводится конкурсный набор школьников из разных школ (поступающие должны решать математические задачи);
  • в преподавании участвуют не только профессиональные учителя, но и “любители” (студенты, кончившие школу, профессиональные математики разных уровней и другие);
  • изучаются темы, традиционно относимые к “высшей математике”;
  • школьники контактируют с преподавателями не только на уроках (походы, внеклассная работа).

Плюсы

  • Школьники, будучи лучшими в своих школах, наглеют; попав в математический класс, они видят, что они вовсе не такие уж исключительные.
  • Профессия математика (и родственные) — способ социальной адаптации для людей с нестандартной психикой.
  • Соученики не бьют по морде на переменах; учителя, как правило, достаточно доброжелательны.
  • Есть с кем вместе решать трудные задачи.
  • Дружеское соревнование между школьниками.
  • В обычном классе сильного школьника нечем занять, он скучает и мешает учить остальных.
  • Ранняя профориентация часто полезна для математиков.
  • Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ходить на спецкурсы, осмотреться и ко второму-третьему курсу осмысленно выбрать научную специальность.
  • Всегда рядом есть хорошо продуманные задачи для решения и квалифицированные преподаватели («сбалансированное питание»).
  • Школьнику есть кому задать почти любой математический вопрос и получить грамотный ответ.
  • Возможность свести способных школьников с хорошими преподавателями разных предметов; естественный отсев плохих.
  • Внутренний эталон: что значит на самом деле решить задачу, понять рассуждение, в чем-то разобраться как следует.
  • Тренировка умственных способностей.
  • Умение не принимать на веру то, что говорят.
  • Контакты с работающими в классе студентами, пример старших товарищей, есть кому подражать.
  • Неформальное общение со старшими товарищами разрушает барьер, мешающий обучению.
  • Работающие в классе студенты учатся понятно объяснять.
  • С сильными школьниками интересно работать математикам-профессионалам разных уровней.

Минусы

  • Видя, что есть и более способные, школьник теряет уверенность в себе, а индивидуальное высокомерие сменяется групповым.
  • Развитие психических отклонений вследствие больших нагрузок.
  • Неумение впоследствии существовать вне тепличных условий (в армии, тюрьме и др.).
  • Некому объяснять простые задачи (это отмечал П.Л. Капица).
  • Нездоровая конкуренция («кто умнее»).
  • После ухода сильных школьников в математический класс остальным не за кем следовать.
  • Ошибочная ранняя профориентация: в математические классы (а потом по инерции на математические факультеты) попадают люди, которым на самом деле нужно что-то другое.
  • Поступив в ВУЗ, выпускник математического класса имеет запас знаний, позволяющий ничего не делать первое время и ко второму-третьему курсу необратимо облениться.
  • Неумение работать самостоятельно, утрата аппетита («мышей не ловит»).
  • “Зачем напрягаться, если все и так известно и можно просто cпросить?”
  • Перегрузка школьников — по разным предметам много чего требуют.
  • Разочарование последующей деятельностью, не соответствующей этому эталону (смотрите про внутренний эталон из раздела “Плюсы”).
  • Однобокость, неумение вступать в человеческие отношения.
  • Снобизм
  • Отрицательный пример старших товарищей (когда студенты работают в математических классах на факультативах).
  • Отсутствие дистанции вредит обучению (при неформальном общении со старшими).
  • Студенты отвлекаются от coбcтвенной учебы.
  • Профессионалы-математики не умеют обращаться со школьниками.

Как видно из этих примеров (которые можно продолжать), недостатки обучения в математических классах тесно связаны с их достоинствами и вряд ли отделимы.