Заметки учителя. Чтение без чтения
Просматривал отзывы читателей в одной электронной библиотеке. Один из них, оставленный неким Евгением Зельдиным о книге “Бытие и время” Мартина Хайдеггера, показался настолько необычным, что решил сохранить его в заметки.
Текст отзыва:
Чтобы не “окачуриться” в процессе чтения достаточно неряшливо написанной чрезмерно заумной книги, я применил Поисковую Машину и через считанные часы установил, что Автор:
1. Атеист, поскольку на 350 страницах его книги, среди 128 тысяч слов, такие ключевые понятия как Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм, Язычество, Религия не упоминаются ни разу. Слово Бог 5 раз и Вера – 1; не густо, не правда ли?
2. Тогда следует полагать, что Автор – Гуманист. Действительно, можно встретить слова Человек – 150. Люди – 82, Совесть – 92, Знание – 107.
3. Не такой уж он и крутой гуманист, потому как не увидите родных нам слов – Семью, Женщина, Дети, Любовь, Справедливость, Сострадание, Милосердие. А могли ли два последних понятия присутствовать в мозжечке “партай геноссе”, партийного товарища с 1933 и по Май 1945 года?
Я не понимаю, почему такая слабая работа вообще заслужила внимание.
Сама идея такого анализа дает ряд интересных исследовательских задач для школьников. Одна из них: выяснить, совпадает ли оценка произведения таким способом с оценкой, полученной в результате обычного чтения. Может оказаться, что при некоторых условиях компьютерный анализ будет более объективным. Или более выгодным с точки зрения потраченных сил и времени.