Об одной цитате А.С. Хомякова
Собственно цитата:
Молодежь, не покорившая ума своего законам методического развития, переходит у нас в совершенный возраст вовсе неспособною к правильному суждению о вопросах сколько-нибудь отвлеченных; и этой неспособности должно приписать многие нерадостные явления в нашей жизни и в нашей словесности. Самая полемика у нас не приносит по большей части той пользы, которой следовало бы от нее ожидать. Вы доказали своему противнику нелогичность его положений или выводов: что ж, убедили вы его? Нисколько. Он от себя логичности и не требовал никогда. Убедили вы по крайней мере читателя? Нисколько. И тому нет дела до логики: он ее не требует ни от себя, ни от других; а, разумеется, чего не требуешь от себя в мысли, того не потребуешь от себя и в жизни. Вялая распущенность будет характеристикою и той и другой.
Вот она, проблема всей нашей жизни. Человек как будто раздваивается: читает сотни книг, коллекционирует знания, соглашается со многими доводами – и при этом его жизнь остается прежней. Какая тогда польза от таких трудов? И какая польза от траты сил и времени на спор с другими?
К похожим выводам приходит и Л. Густав в “Психологии народов и масс”:
Не следует думать, что идея производит впечатление, даже на культурные умы, лишь в том случае, если доказана ее справедливость. Легко убедиться в этом, наблюдая, как мало действуют даже самые непреложные доказательства на большинство людей. Очевидность, если она очень бросается в глаза, может быть замечена каким-нибудь образованным индивидом в толпе, но новообращенный, находясь под властью бессознательного, все-таки очень быстро вернется к своим первоначальным воззрениям. Если вы увидитесь с ним через несколько дней, то он вам снова представит все свои прежние аргументы и в тех же самых выражениях, так как находится под влиянием прежних идей, сделавшихся чувствами; эти-то последние служат глубокими двигателями наших речей и поступков.
А все начинается с детства. Большие объемы информации, практически не усвоенные, торпедируют слабое сознание ученика. От нагрузки мозг включает защитные механизмы – и творческое мышление сменяется мертвой констатацией фактов. Обратим ли этот процесс после нескольких лет такой учебы? Да, но восстановление именно максимума творческого осмысления, на который человек был способен, уже невозможно.
Что делать?
1) Не спорить, никому ничего не доказывать (если это, конечно, не ваша должностная обязанность).
2) Остановить этот дикий поток информации (чтение, музыка, видео, разговоры, новости и др.) .
Пример.
Лавина статей ВКонтакте. Каждая такая статья создается за короткие сроки людьми, не имеющими возможности серьезно разобраться с темой. Происходит компиляция фрагментов из разных источников с литературной обработкой. В итоге бесполезный текст, адаптированный для поисковых систем. Много слов, мало идей и временами ошибки, последствия которых непредсказуемы. Потерянная запятая в дозе лекарства из-за спешки фрилансера – и человек в реанимации. Но самое главное – это изменения мышления и восприятия информации.
3) Читать только лучшее и в таких объемах, чтобы были силы на осмысление и применение в жизни. Отличным вариантом был бы выбор небольшого количества книг и постоянное их перечитывание.
Пример.
Если вы открыли книгу про бег и, прочитав первые две страницы, согласились, что “бег полезен для здоровья” и что “начать лучше с ежедневного медленного бега по 20-30 минут”, то действуйте. Начинайте бегать. И только через неделю продолжайте чтение, которое станет более осмысленным и полезным.
Пример.
Врач в поликлинике, который собирается лечить гипертонию или ожирение у пациентов. При этом сам страдает от этих болезней. Годы его учебы в университете, дополнительное самообразование – тонна информации. А на деле – несоблюдение элементарных принципов здорового образа жизни, для понимания которых достаточно прочитать десяток страниц.
Другие примеры каждый может предложить самостоятельно. Разрывов между знанием и делом даже за один день жизни обнаружится предостаточно.
Цитата принадлежит А.С. Хомякову. О нем в видео: