Два примера воспитания в Японии
Читал недавно книгу "Хризантема и меч. Модели японской культуры" (Р. Бенедикт), которая впервые была издана в 1946 г. Два наиболее ярких фрагмента касательно воспитания детей решил выделить в отдельный пост.
Фрагмент первый
Ответственность за соблюдение предписанных девочкам правил поведения возлагается на них самих, а не перекладывается на авторитарного посредника-родителя. Родители реализуют свои прерогативы не при помощи телесных наказаний, а путем спокойного и непоколебимого ожидания, что девушка будет жить согласно тому, что требуется от нее. Стоит привести яркий пример такого воспитания, поскольку он прекрасно иллюстрирует тот тип неавторитарного давления, который характерен также и для менее строгих систем воспитания. С шести лет маленькая Эцу Инагаки изучала китайскую классическую литературу под руководством ученого-конфуцианца.
Далее ее воспоминания:
"За все время моего двухчасового урока он ни разу не пошевельнулся и на долю дюйма, в движении находились только руки и губы. А я сидела перед ним на циновке, сохраняя также правильное и неизмененное положение. Однажды я шелохнулась. Это было в самой середине урока. Почему-то я забеспокоилась и слегка качнулась телом, позволив своим согнутым коленям несколько отклониться от должного угла. Едва заметная тень удивления пробежала по лицу учителя; потом он очень спокойно закрыл книгу и сказал мне мягко, но сохраняя строгий вид: "Маленькая госпожа, состояние вашей души сегодня, очевидно, не располагает к занятиям. Вам следует удалиться в свою комнату и сосредоточиться." Мое маленькое сердце готово было разорваться от стыда. Я не могла ничего поделать. Я смиренно поклонилась изображению Конфуция, затем учителю и, почтительно покинув комнату, медленно направилась к отцу, чтобы сообщить ему, как я делала всегда, об окончании урока. Отец удивился, поскольку время урока еще не истекло, и его неосознанное замечание Как быстро ты сегодня отзанималась! прозвучало как похоронный, звон. Память о том мгновении по сей день лежит тяжелой раной на моем сердце".
Вот это да. Девочке 6 (шесть!) лет, урок длится 2 (два!) часа, никакого примитивного принуждения ни на уроке, ни вообще в семье, никаких назойливых укоров, отношение как ко взрослой - и в результате ребенок сам себя наказывает за оплошность. Похоже на чудо.
Фрагмент второй
Когда врач оперировал мальчика, отец держал меч у его носа. «Если хоть раз вскрикнешь, — сказал он ему, — умрешь так, что тебе, по крайней мере, не будет стыдно».
Ребенок выдержал испытание. Правда, это было в самурайской семье. А отношение самураев к боли известное: "До той поры, пока самурай не падал мертвым, ему не полагалось подавать и признака страдания, а боль должно было переносить без содрогания". А если самурай умирал от голода, то обязан был делать вид, что только что завершил трапезу и ковырять зубочисткой в зубах.
Но все равно поражают терпение и мужество ребенка. У детей огромный потенциал, да только в комфорте даже базовые возможности угасают. А мы еще по три свитера на них натягиваем и кормим по восемь раз в день.